Top.Mail.Ru

Статья интернет-журнала «Секрет фирмы»: Бегство от монополий. Почему интернет сломался и сумеет ли Web3 его починить

Термин Web3 всплыл из мрака забвения в 2021 году благодаря резкому росту стоимости криптовалют и буму NFT. Он стал универсальным определением интернета нового поколения и всего, что связано с блокчейнами. Идея Web3 — свободного от корпораций, децентрализованного и безопасного будущего интернета — привлекает всё больше сторонников как среди компьютерных гениев, так и среди крупных инвесторов, заливающих отрасль деньгами. Однако пока смены эпох не происходит, а к самой концепции появляется всё больше вопросов. Что же такое Web3, станет ли он новой реальностью и какие угрозы таит в себе?

Что такое Web3

История Всемирной паутины началась не так давно, каких-то 30 лет назад, но уже успела пережить смену эпох. Исследователи до сих пор спорят о том, где и когда пролегла эта граница и какие признаки можно отнести к тому или иному поколению интернета. Но популярность получила сформулированная на Западе концепция Web1 и Web2, на смену которым когда-нибудь может прийти Web3.

Интернет первого поколения, или Web1, относится к периоду 1991–2004 годов. Тогда большинство сайтов представляли собой статичные веб-страницы, а подавляющее большинство пользователей были потребителями, а не производителями контента. Это, по словам советника президента компании «Меркатор Холдинг» по цифровизации Александра Заверзаева, во многом было обусловлено низкой скоростью соединения с интернетом.

Другие особенности этой эпохи — невысокая компьютерная грамотность большинства пользователей Сети и примитивный дизайн страниц. Пользователям сайты того времени могли запомниться широким использованием анимированных GIF, ярких страниц с нулевой функциональностью и популярностью текстур из видеоигр.

Большая часть контента фактически была простым текстом, зачастую пренебрегавшим правилами HTML. Из-за недостатков вёрстки сайты часто отображались корректно лишь при определенном разрешении монитора.

Содержимое сайтов при этом было результатом больших инвестиций и усилий разработчиков, а не интерактивного накопления информации. Хотя посетители иногда могли взаимодействовать между собой на форумах, в чатах и гостевых книгах, большая часть онлайн-активности всё же заключалась в переходах по отдельным статичным веб-страницам.

По мере адаптации технологий, распространения широкополосной сети, улучшения браузеров и массового развития виджетов и приложений интернет начал приобретать современные черты. Поворотным моментом для перехода с Web1 к Web2 стал пузырь доткомов, лопнувший в 2000 году.

Инвесторы поняли, что вкладывать средства исключительно в рекламные странички своих передовых проектов в интернете неэффективно без развития собственно IT-бизнеса. Для того чтобы построить в интернете «экономику нового типа», о которой так часто говорили до краха доткомов, пришлось развивать и использовать возможности, которые предоставляет Всемирная сеть.

Интернет второго поколения распространился мягко, без прорывных технологий, продолжив использовать наработки и концепции Web1 и понемногу адаптируя их к растущим запросам пользователей.

Появление самого названия Web2 (как и Web1) принято связывать со статьёй американского издателя и активиста движения за свободное программное обеспечение Тима О’Райли «Что такое Web 2.0», вышедшей в 2005 году. Он сформулировал методику проектирования систем, которые становятся тем лучше, чем больше людей ими пользуются.

Особенностью интернета, построенного по этой методике, был принцип привлечения пользователей к наполнению и проверке информационного материала. Типичным продуктом эпохи Web2 стала свободная интернет-энциклопедия Wikipedia.

Но по-настоящему правила игры в Сети изменило появление и широкое распространение соцсетей, блог-платформ, онлайн-маркетплейсов и других интернет-сервисов. Эпоха Web2 принесла много и других хороших и интересных нововведений.

Новая эпоха характеризуется двумя особенностями — открытый код и партисипаторная система взаимодействия. В основе идеи открытого кода лежала простая мысль: «А что, если создать программный код, который заставит несколько систем автоматически коммуницировать между собой?» И тогда-то и началась эпоха по-настоящему глобального открытого интернета.

Открытый код стал эмблемой эпохи Web 2.0, и теперь каждый мог создавать что-то своё в интернете. Большие корпорации начали создавать платформы, на основе которых можно было построить целые программные системы. Это был открытый мир для программистов, каждый мог внести свой вклад во взаимосвязываемые системы или же связать множество девайсов в одну экосистему.

Но чем дальше развивался Web2, тем больше проблем возникало. По словам эксперта, в итоге открытые коды и системы оказались крайне небезопасными. На смену им пришли полностью закрытые централизованные системы наподобие Apple. Но вопрос безопасности для конечного пользователя на этом не закрылся, а, наоборот, вышел на новый уровень. Теперь опасность начали представлять уже монополии, неограниченно собирающие данные и использующие их по своему усмотрению.

Facebook, Google, Apple и Amazon считаются «большой четвёркой» техногигантов эпохи Web2. Сейчас львиная доля коммуникации и торговли в интернете происходит на платформах, так или иначе принадлежащих этим многомиллиардным компаниям. Они же стали олицетворением всех недостатков, на которые указывают критики Web2.

Мнение эксперта
В начале 2000-х с развитием каналов связи стали меняться методы и цели создания сайтов. Произошёл переход в сторону динамического контента, формируемого самими пользователями. Web2 отмечается появлением новых веб-служб, развитием web-программирования, улучшением дизайна и удобства сайтов, уменьшением возможности пользователя быть анонимным.
Александр Заверзаев, советник президента компании «Меркатор Холдинг» по цифровизации

Основной проблемой Web2 стало посредничество интернет-корпораций для размещения своих интернет-представительств и электронных офисов, вследствие чего, по мнению многочисленного сообщества, проявляются следующие недостатки:

  • централизация;
  • неприспособленность инфраструктуры для выполнения сложных вычислительных задач в браузере;
  • зависимость качества работы сервисов от качества работы сторонних компаний;
  • уязвимость конфиденциальных данных пользователей для злоумышленников из-за хранения на сторонних серверах;
  • контроль и ограничение доступа к информации;
  • заполнение интернета анонимными пользователями и ботами, способными затопить во флуде обсуждение любого социально значимого вопроса.

Исправить эти недостатки призвана концепция интернета Web 3.0, или Web3, которую сформулировал в 2014 году английский учёный-компьютерщик Гэвин Вуд.

«Наша миссия — развивать передовые приложения для децентрализованных протоколов веб-программ. Наша страсть — создание Web 3.0, децентрализованного и честного интернета, в котором пользователи сами контролируют свои данные, личность и судьбу», гласит надпись на сайте фонда Web3 Foundation, сооснователем которого стал Вуд. Но какие же принципиальные отличия Web3 от Web2 и Web1?

Эксперты сходятся во мнении, что в первую очередь Web 3 — это уход от монополии IT-гигантов к более-менее равноправному, децентрализованному интернет-сообществу.

Мнение эксперта
Сравнивая в исторической плоскости Web1, Web2 и Web3, можно четко проследить развитие интернета: от так называемого одностороннего интернета к централизованному, а затем децентрализованному виду. Идею Web3 можно сформулировать как избавление от недостатков Web2, на основе которого должно появиться новое пространство.
Александр Заверзаев, советник президента компании «Меркатор Холдинг» по цифровизации

На самом базовом уровне Web3 можно представить, как онлайн-экосистему, основанную на блокчейне. При этом платформы и приложения в Web3 принадлежат не компании-«привратнику», берущему свою комиссию за каждый чих, а пользователям, каждый из которых получает свою долю владения, помогая разрабатывать и поддерживать эти сервисы. Данные будут связаны между собой децентрализованным образом, в то время как сейчас они в основном хранятся в централизованных репозиториях.

Обеспечить эту систему «топливом» призваны криптовалюты, токены и NFT. Эти активы независимы от традиционных финансовых систем, банков и правительств, поэтому адепты Web3 уверены, что они должны быть встроены в работу почти всего, что люди делают в интернете.

Кроме того, блокчейн могут использовать для самостоятельной идентификации пользователей без необходимости полагаться на системы аутентификации типа OAuth и передачи персональных данных сторонним организациям.

В интернете будущего у пользователей появится единый сквозной профиль для всех сайтов, которые будут обмениваться данными между собой без участия человека в центре этой схемы. Это, с одной стороны, вернёт пользователям право на анонимность, но с другой — повысит ответственность людей за «чистоту» своего информационного следа, ведь действия на любом сайте будут отражаться на их профиле. Как пояснил криптоинвестор Алексей Бусов, такой подход позволит привязать весь производимый контент к своему цифровому персонажу, и никто не сможет его украсть или оспорить его авторство.

Чтобы всё это заработало, помимо блокчейна, потребуются такие технологии, как искусственный интеллект, большие данные и машинное обучение. Ведь интернет нового поколения предполагается выстроить так, чтобы взаимодействовать с ним могли не только люди, но и машины. Но для этого программы должны понимать данные как концептуально, так и контекстуально. Компьютерные системы уже могут искать информацию в интернете, следующий шаг — научить их анализировать её и делать собственные выводы.

Такую организацию информации также называют семантической паутиной. Эту концепцию сформулировал в 1999 году создатель Всемирной паутины, учёный-компьютерщик сэр Тим Бёрнес-Ли. В 2006 году он назвал её компонентом интернета будущего. Семантическая паутина предназначена для автоматического взаимодействия между системами, людьми и домашними устройствами, при котором люди и машины равноценно участвуют в процессах создания контента и принятия решений.

Впоследствии Гэвин Вуд позаимствовал у него термин Web 3.0, что часто приводит к путанице между этими двумя концепциями. Но большинство исследователей сходятся на том, что Web3 — это более широкое понятие, описывающее децентрализованный интернет третьего поколения, в то время как Web 3.0 — лишь одна из идей, которые лягут в основу новой организации Всемирной сети.

Наконец, изменению подвергнется и внешний вид интернета. С распространением 3D-графики, виртуальной реальности и метавселенных граница между цифровым и физическим миром начнёт стираться. Пока это находит отражение в игровом контенте, но VR всё чаще применяют в самых разных секторах, от недвижимости и электронной коммерции до здравоохранения и военного дела.

Так что не исключено, что фантасты были правы и в недалёком будущем мы все будем сидеть в интернете с помощью специальных очков и шлемов.

Читать статью полностью
Техника в наличии